30052013 - Институт последипломного образования моряков

Перейти к контенту

Главное меню:

Інформація

Взаимодействие бизнеса, власти, науки и образования в рамках морского кластера
23-24 мая в Одесском морском торговом порту проводился семинар – круглый стол «Взаимодействие бизнеса, власти, науки и образования в рамках морского кластера», организованный Институтом последипломного образования специалистов морского и речного транспорта (ИПО МРТ) совместно с Одесским портом при поддержке Администрации морских портов Украины.
В заседании «круглого стола» приняли участие депутат Одесского горсовета, председатель Совета директоров «Морской Бизнес центр» Вугельман П.В., ректор ИПО МРТ, д.т.н., проф. Горб С.И., начальник службы логистики и коммерческой работы ГП «ОМТП» Вороной В.И., советник президента АО «Пласке» Зубков В.А., к.э.н., доцент ОНМУ Гребенник Н.Г., заведующий кафедрой морского права ОНМУ, к.ю.н., проф. Балабанов А.О., председатель Федерации морских профессиональных союзов Украины Слюсаревский М.В., зам. генерального директора по экономике и финансам ООО «Трансинвестсервис» Василишин А.В. и другие представители научной, общественной и бизнес среды.
Открыл мероприятие Горб С.И.:  «Идея "круглого стола" возникла, когда мы обратили внимание, что в ходе реформы портовой отрасли "государственно-частное партнёрство" стало трактоваться только как привлечение частных инвестиций в порты или даже только как приватизация перегрузочных терминалов в портах.
На наш взгляд, такой упрощённый взгляд на взаимодействие государственных и частных субъектов хозяйствования может привести к выхолащиванию принципов функционирования морских портов, которые сформулированы в Законе "О морских портах Украины. Поэтому по результатам такого обсуждения мы хотели бы подготовить итоговый документ, которым обратить внимание руководителей министерства на необходимость более системного подхода к построению модели государственно-частного партнёрства.
Также по данной проблеме желательно сформировать правильное общественное мнение. Для этого результаты круглого стола необходимо осветить в прессе. Конечно, было бы утопией считать, что все наши предложения будут приняты, но, как говорят, "под лежачий камень вода не течёт".»

Вугельман П.В. – для соответствия знаний и умений выпускников ВУЗов требованиям работодателей необходима полноценная и адекватная времени подготовка, основанная, прежде всего, на информационных и инновационных технологиях. Взаимодействие бизнеса, власти и образования в рамках морского кластера позволит получить дополнительные эффекты всем участвующим сторонам.
Модератор «круглого стола» к.э.н., доц. Наврозова Ю.А. предоставила слово докладчикам: Вороному В.И., Гребенник Н.Г., Столярову Г.П., Ермаковой О.А. и Балобанову А.О.
Вороной В.И.: «Наш порт с 2010 года активно участвует в создании и продвижении проекта кластеризации Одесского транспортного узла. В 2010 году была создана рабочая группа, которая состояла из представителей порта, областного совета и ученой среды, которая разработала ряд документов, необходимых для создания и функционирования кластера – Манифест транспортного кластера,  ПОЛОЖЕННЯ ПРО ТРАНСПОРТНИЙ КЛАСТЕР НА БАЗІ ДЕРЖАВНОГО ПІДПРИЄМСТВА «ОДЕСЬКИЙ МОРСЬКИЙ ТОРГОВЕЛЬНИЙ ПОРТ» и другие.
При поддержке Алексея Гончаренко Одесский областной совет Решением №88-VI от 18 февраля 2011 года одобрил внедрение кластерной модели развития транспортной инфраструктуры Одесской области.
По решению руководства Одесского областного совета первый кластерный проект предложено создать на базе Одесского порта, как наиболее крупного, многофункционального и  уже фактически готового, с точки зрения существующей на сегодня организации работы, к реализации кластерной модели.
К сожалению, принятые документы пока носят сугубо декларативный характер и никак не отразились на работе самого кластера, который де-факто существовал и ранее.
Из наибольших благ, которые мы видим для отрасли и государства в целом, от создания кластера является получение достоверной и актуальной информации о роли кластера в народном хозяйстве Украины, его структуре и процессах, которые внутри него происходят. Кто владеет информацией, тот владеет миром. В Украине на сегодняшний день нет реестра всех перевалочных мощностей портов, вне порта, единой, достоверной и полной информации о количестве экспедиторов, агентов, перевозчиков, о их экономической деятельности, о том сколько людей трудится в сфере перевалки, логистики, перевозке, дистрибуции, какой уровень их средней зарплаты, сколько дополнительной стоимости создается на каждом из этапов, даже сколько точно каких грузов, откуда и куда направляются. Как можно писать стратегию развития портов не владея этими цифрами и не имея разработанных индикаторов рынка!!! Должно пройти как минимум 2 года, чтобы собрать эту информацию, отдать специалистам в области управления портами, логистики и экономики (в т.ч. зарубежных), и только после этого садится за стратегию. Без этого, стратегия превратится в очередной пустой, декларативный, бесполезный документ. Сейчас стратегия должна быть одна – промониторить рынок. Поэтому, необходимо провести полную инвентаризацию всех мощностей Украины, создать полноценные портовые кластеры, единую информационную систему, выявить зоны тяготения грузов, пересечения транспортных потоков, рассчитать коэффициенты эффективности грузов, использования механизмов, грузового транспорта, добавленную стоимость на каждом этапе, сделать мастерпланинг портов, провести другие исследования и только потом садится за общую стратегию. Вот для чего нужна наука.
Кластеры являются основным источником объективной информации о рынке. Он позволяет оперативно выявлять существующие проблемы, и самое главное, проводить анализ на основе данных не узкопрофилированной фокус-группы, а целого пласта экономики региона и отрасли. К примеру, идея создания в Европейских портах логистических центров возникла после оценки холостых пробегов грузового автотранспорта, а идея создания электронного единого окна – после того как посчитали, что в цепи поставок участвует 850 документов. На сегодняшний день такого единого источника бесценной информации не существует, о чем свидетельствует хаотичное и неуправляемое развитие транспорта и его направлений в Украине.
В Европе уже много лет эффективно существуют кластеры. В Париже в 2005г. была создана сеть морских кластеров, которая включает в себя морские кластеры таких стран как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Голландия, Дания и др. В «Зеленой книге ЕС» отражено, что развитие морских секторов возможно только при условии их понимания между собой. Эта идея стала известна как «Концепция кластеров».
Одним из решений изложенной проблемы может стать создаваемая портом система единого информационного портового сообщества.»
Гребенник Н.Г.: «Глобализация мировой экономики, все ускоряющиеся темпы развития информационных технологий, повышение роли научно-технического процесса в развитии человечества, поставили перед каждым государством требования создания стратегии будущего развития. Видное место в таких стратегиях занимает эффективная региональная политика, которая базируется на кластерной концепции. Основой кластерной концепции является объединение трех составляющих: науки, бизнеса и власти.
Кластеры эффективно функционируют в экономически развитых стран, а также представлены и в развивающихся странах. Они возникают как на национальном, так и на региональном  уровнях. «Ядром» кластера являются предприятия–лидеры отрасли либо крупные учебные или научно-исследовательские организации.
Каждая страна вырабатывает удобную для себя политику формирования кластерных объединений. Наиболее известной мировой кластерной организацией на морском транспорте является Европейская сеть морских кластеров, которая включает в себя морские кластерные организации таких стран, как Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Испания, Швеция, Великобритания, Болгария.
Опыт кластеризации в Украине свидетельствует, что при отсутствии нормативного регулирования в разных сферах хозяйствования инициаторами выступали органы власти, предприниматели либо научные и образовательные организации. Это повлияло на выбор организационной формы кластеров.
Предприятия и организации, объединяясь в кластер, не теряют своей юридической и экономической самостоятельности, продолжают функционировать в условиях конкуренции, в то же время получают определенные преимущества.
При создании морского кластера четко определены задачи его участников:
1) «бизнес» – активизация взаимодействия субъектов хозяйствования в отрасли и регионе;
2) «власть» – формирование благоприятной среды (в первую очередь, нормативно-правовой) для развития бизнеса и реализации в полном объеме потенциала кластерной концепции;
3) «наука и образование» – разработка научно-методического обеспечения по созданию и функционированию морского кластера, активизация инновационной деятельности в направлении коммерциализации результатов научных исследований, подготовка специалистов для работы на предприятиях отрасли.
Анализ мирового опыта создания кластеров в морской отрасли и изучение особенностей создания кластерных объединений в Украине позволил выделить основные этапы формирования морских кластеров в Украине:
-         этап 1. Формирование инициативной группы и обоснование целесообразности создания морского кластера в определенном регионе на базе оценки наличия необходимых условий для реализации кластерной концепции (наличие крупных предприятий, состояние малого бизнеса, наличие отраслевых НИИ и ВУЗов и т.д.);
-         этап 2. Разработка программы действий с учетом потребностей и возможностей всех потенциальных участников  морского кластера на основе оценки качества экономической обстановки;
-         этап 3. Разработка организационной структуры и формирование системы управления морского кластера (выбор организационной формы, формирование органа управления морского кластера, разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность морского кластера и т.д.).
К числу основных результатов создания морского кластера можно отнести:
-         усиление межфирменных потоков идей и информации;
-         обеспечение соответствия стратегий развития отдельных предприятий общей стратегии развития приморского региона и портового хозяйства Украины;
-         активизация инновационной деятельности в отрасли;
-         решение ряда социальных проблем в регионе;
-         повышение квалификации работников предприятий отрасли;
-         рост благосостояния региона и уровня конкурентоспособности  участников кластера.
Реализация кластерной концепции позволит активизировать взаимовыгодное сотрудничество в сфере портовой деятельности, однако, следует отметить, что кластер не может решить всех проблем, которые существуют в отрасли и в регионе, но он является современным эффективным инструментом для реализации поставленных целей.»
Балобанов А.О.: «создание и развитие кластеров в морском регионе Украины имеет традиции – Черноморское морское пароходство во взаимодействии с СРЗ, портами, НИИ и морскими ВУЗами в определенной степени выполняло роль кластера – производителя морских транспортных услуг. Как известно этот комплекс работал неплохо, используя Южно-Украинский транспортный узел. Таким образом, морской регион и его возможности способствуют положительной работе кластеров.
Закон Украины «О морских портах» дает мощный импульс в данном направлении. Принципы организации и развития морпортов (ст.4) обеспечивают равноправие субъектов портовой деятельности, в т.ч. в доступе к объектам портовой инфраструктуры. В реальности это означает, что стивидоры могут активнее привлекать партнеров по кластеру, в первую очередь науку, обеспечивающие предприятия, к портовой деятельности. В свою очередь помощь науки и технического сервиса будет повышать эффективность работы и конкурентоспособность стивидора.»
Ермакова О.А.: «Европейский Союз, Норвегия, США, Япония, Южная Корея, Китай, создали специальные регуляторные условия для развития морской индустрии как единственного комплекса (кластеру) взаимообусловленных видов экономической деятельности. Все эти страны являются членами ВТО, которая пристально следит за сохранением добросовестной конкуренции, однако имеют специальные правила игры для морской индустрии. Следовательно, кластеры обеспечивают механизм саморегуляции развития морехозяйственного комплекса и потому их формирования должен быть поддержано на государственном уровне и созданы экономические стимулы к объединению предприятий в кластеры.»
В ходе дискуссии гл. редактор журнала «Порты Украины» Ильницкий К.А. высказал убеждение о том, что кластеры должны создаваться естественным путем, без давления со стороны органов государственной власти, на принципах равноправия всех участников.
Зубков В.А. отметил наличие определенных расхождений в подходах бизнеса и науки, что может быть преодолено путем  взаимодействия и сотрудничества между ними. Относительно возможности и целесообразности создания морского кластера он предложил начать с создания «ядра» кластера, а затем расширять его путем добавления участников в рамках технологической цепочки.
24 мая был проведен семинар для представителей Одесского порта, порта «Южный», АО «Пласке», ООО «ТИС» и других заинтересованных лиц. Лекторами выступили Гребенник Н.Г., раскрывшая сущность кластерной концепции в морской отрасли и предложившая механизм создания и функционирования морского кластера, и Балобанов А.О., осветивший особенности реализации Закона Украины «О морских портах Украины» в вопросе координации субъектов хозяйствования в портовой деятельности.

По итогам проведенного «круглого стола» и семинара была принята резолюция.
Реализация кластерной концепции будет способствовать усилению межфирменных потоков идей и информации; обеспечению соответствия стратегий развития отдельных предприятий общей стратегии развития приморского региона и портового хозяйства Украины; повышению квалификации работников предприятий отрасли; активизации инновационной деятельности в отрасли; решению ряда социальных проблем в регионе; росту благосостояния региона и уровня конкурентоспособности  участников кластера.

Назад к содержимому | Назад к главному меню